Отделочные операции
Отделочные процессы в полиграфии служат не только для придания уникальности и неповторимости этикеточной продукции, но и для улучшения ее свойств: защита от механического воздействия, защита от подделок, водостойкости.
Варианты отделки продукции
- Лакирование
- Ламинирование
- Тиснение фольгой
- Конгревное тиснение
- Нанесение тактильного лака, стираемого скретч-слоя
- Высечка, вырубка, резка и перфорация
- Выборочная нейтрализация клеевого слоя и др
Лакирование
Лакирование - это нанесение бесцветного лака на всю поверхность этикетки либо выборочно.
Существует три способа полимеризации лака:
Ультрафиолет | Водный | Спиртовой |
процесс сушки происходит практически мгновенно под воздействием уф-лучей |
процесс сушки происходит под воздействием тепла, путем выпаривания всей влаги из лака |
технология, схожа с водной полимеризацией |
Лак защищает этикетку от внешнего воздействия (царапины, влага). На нем не видны царапины, потому что его наносят толстым слоем. Кроме защитных свойств, лакирование придает выразительность этикетке и улучшает ее зрительное восприятие, повышая контраст и делая цвета насыщенными.
Пленка, которая образовывается в результате застывания лака, защищает этикетку от загрязнения и от истирания. В отличие от обычной этикетки, лакированные более долговечны.
Наиболее распространенными считаются пять типов лаков:
1. Глянцевый
2. Матовый
3.Тактильный
4. Химостойкий
5. Безсиликоновый (специально для тиснения фольгой)
Ламинирование
Ламинирование - процедура склеивания нескольких материалов в многослойный комбинированный материал. Ламинация производится на специальных станках. При ламинации на один из материалов наносится клеевой слой, после чего к нему плотно прикатывается второй материал.
В качестве клея могут использоваться сольвентные клеи (клей, в котором присутствует растворитель) и бессольвентные (клеи, которые становятся жидкими при нагреве). Клеи могут быть самые различные – от полимерных двухкомпонентных до микровоска. Для каждой пары склеиваемых материалов подбирается своя технология ламинации.
Основное назначение процедуры ламинирования - усиленная защита от механических повреждений.
Чаще всего к ламинированию прибегают логистические компании, химическая промышленность или, если в составе продукции, на которую наносится этикетка, присутствуют агрессивные элементы. Благодаря нанесению пленки, продукция меньше царапается во время транспортировки. Иными словами, ламинирование отлично подойдет для этикеток, долговременная сохранность которых является важнейшим условием (например, знаки опасности, знаки ООН, многоразовая упаковка, логистическая этикетка).
Процесс ламинирования дороже, чем лакирование, (на продукцию наносится дополнительный материал - пленка)поэтому его редко используют в качестве привлекающей внимание отделки.
Для изготовления этикеток используется два типа ламинирования:
Холодное | Горячее |
пленка с высокопрозрачным клеем, которая склеивается с основным материалом под воздействием давления |
воздействие давления и температуры |
Виды пленок:
- прозрачные (придают этикетке яркости, насыщенности. Световые блики могут помешать восприятию текста)
- матовые
- металлизированные (гибкая упаковка - дуплексы. Например, пачка из-под чипсов
Что важно знать при использовании ламинации?
1. Срок изготовления ламинации длителен: сначала этикетка должна как следует просохнуть, а после ламинаци - немного отлежаться
2. Заламинированная упаковка не подлежит вторичной переработке, потому что в ее составе присутствует синтетический материал
3. Заламинировать этикетку дороже, чем покрыть лаком
Холодное и горячее тиснение фольгой
Конгрев
Аппликация линзы
Тактильный лак
Стираемый скретч-слой
Высечка, вырубка, перфорация
Сквозная нумерация
Выборочная нейтрализация клеевого слоя
Остались вопросы? Звоните: +7 (812) 380-33-59