2012 год

Журнал Флексо Плюс (Flexo Plus) №4 (88)
Август/Сентябрь 2012

Цифровая печать: азы теории
и примеры практического применения
для печати этикеток.
А. С. Сорокин, компания «Аляска-Полиграфоформление», С-Петербург
 
Статья предназначена для тех специалистов в области производства этикеток, кто интересуется цифровой печатью. Автор, будучи одним из самых
квалифицированных специалистов в области печати этикеток традиционными способами, делится своими наблюдениями и выводами, не претендуя на
полноту охвата этой весьма обширной темы. Тем не менее приведенные соображения базируются на личном опыте и анализе имеющихся фактов и образ-
цов. Это придирчивый взгляд на будущее приобретение, призванный помочь таким же потенциальным покупателям машин цифровой печати
 
К цифровой печати относят все способы, в которых не применяются стабильные материальные печатные формы, а изображение создается непосредственно перед печатью, и каждый следующий отпечаток или цикл печати может отличаться от предыдущего частично или полностью. Изображение формируется непосредственно на запечатываемом материале или на промежуточном носителе за счет сигналов, поступающих из компьютера. Компьютерная модель изображения может создаваться заранее или непосредственно в процессе печати по заданному алгоритму. В настоящее время существует всего несколько методов превращения компьютерного, цифрового изображения в реальный оттиск на твердом носителе. Самый старый и наиболее известный способ цифровой печати — матричный или игольчатый, применяемый в офисных принтерах. Самый простой и даже примитивный, он явился предтечей всех последующих. Но поскольку сегодня он находит ограниченное применение, то мы оставим его за пределами рассмотрения.
 
Электрография
Этот способ реализован в лазерных принтерах и известен достаточно давно. Инструментом, создающим изображение, является луч лазера, а промежуточным формным носителем служит барабан, имеющий специальное покрытие на основе селена, которое изменяет свои электростатические свойства под действием луча лазера. При лазерной записи информации формируется скрытое изображение, затем на поверхность
барабана наносится тонкий слой тонера, имеющего определенный электростатический заряд. Частички этого тонера (жидкого или порошкообразного) притягиваются к участкам барабана с противоположным
электростатическим зарядом и отталкиваются (то есть не задерживаются) участками с одноименным зарядом. Таким образом, изображение сформировано и вполне материально. Теперь за счет той же статики тонер переносится с барабана на запечатываемый материал. Но пока его там удерживает только статика. В составе тонера, кроме цветного пигмента, находятся еще и плавкие связующие типа восков, парафинов или смол. При пропускании материала с лежащим на нем тонером через пару горячих валиков эти связующие компоненты расплавляются и проникают в поры запечатываемого материала. После их остывания происходит закрепление тонера (цветного пигмента) на материале. Барабан же очищается магнитной кистью от остатков тонера, получает новый электростатический заряд и вновь готов сделать свое дело. Цифровые
электрографиче ские печатные машины являются гибридами лазерных выводных и копировальных устройств, которые мы привыкли называть «ксероксами». Этот способ дает хорошее качество изображения, огра-
ниченное только величиной частичек тонера и количеством пигмента в этих частичках. Частички должны быть как можно мельче, а пигмента в них — как можно больше. Тонер, который применяется сегодня — это предел возможностей, и прорыва на этом фронте ожидать не приходится*. Есть ограничения и по материалу запечатки: он должен быть в меру пористым, тонер должен за него зацепиться, но не провалиться внутрь, как чернила в промокашку. Следовательно, это особые сорта бумаги или синтетические материалы, сделанные по их образу и подобию. Они уже есть на рынке, и их продолжают разрабатывать. А вот гладкие пленки — материалы не для этих печатных машин. Матовые, шершавые пленки решают эту задачу, но матовый отпечаток не всегда нужен. Конечно, эта проблема не является неразрешимой, ее можно было бы решить, если
бы другие способы печати уже не нашли решение гораздо проще.
 
Струйная печать
Это, прежде всего, жидкие краски, которые, следуя английской терминологии, называют чернилами. Значит, это печать чернилами. Струйные принтеры и плоттеры — характерный пример оборудования для данного способа печати. В них чернила в виде мельчайших капель выплевываются (иначе не скажешь) через тончайшие отверстия, называемые фильерами, непосредственно на материал или на промежуточный носитель для дальнейшего переноса на запечатываемый материал. Чернила бывают (как во флексографии) водные, спиртовые и ультрафиолетовые. Печатники знают, что водные — это не вода, а спиртовые — не спирт. Это всегда
коктейль из органических растворителей, в составе которых преобладает или вода, или растворители, которые мы вульгарно относим к спиртам (да простят нас химики). В разных печатных устройствах капли формируются по-разному. Обычно чернилами заполняются микроемкости, называемые дюзами, с одним входным отверстием с запирающим клапаном и одним выходным (фильерой). Далее в дюзе за счет мгновенного нагрева или расширения пьезоэлемента создается избыточное давление, выталкивающее каплю чернил через фильеру. Капля летит прямо или по заданной траектории, управляемая магнитным полем (как в кинескопе телевизора), и попадает на запечатываемый материал или промежуточный носитель, формируя изображение. Такие дюзы объединяют в матрицы или линейки, которыми перекрывается вся ширина материала. Печать получается бесконтактная, исключающая отмарывание, по этому можно печатать «сырая по сырой». Если применяется промежуточный носитель, то все цветовые сепарации переносятся с него на материал не последовательно (как при традиционной печати), а все сразу, одновременно.
 
Цифровые технологии и практика их применения для печати этикеток
Касательно сравнительной оценки разных технологий цифровой печати можно констатировать, что сделать ее очень непросто. К примеру, HP Indigo (электрография жидким тонером) использует только специальныеь материалы или материалы, покрытые специальным праймером. Xeikon (электрография сухим тонером) на таких материалах не печатает. Пигмент и связующие у них тоже разные — картинка не будет похожей. У каждой технологии есть своя потребительская специфика. Нет плохих или хороших технологий, есть только технологии, применяемые не по назначению.
HP Indigo. Это, как сказано выше, технология электрографии с жидким тонером. В машинах HP Indigo изображение переносится промежуточным барабаном, обтянутым специальным эластичным полотном, похожим на обычное офсетное. На этом основании данный способ выделяют в самостоятельный вид «цифровой офсетной печати». Пусть, если производителям так называться больше нравится, тем более что HP Indigo стал доминирующим способом цифровой печати, который используется практически наравне с традиционной полиграфией. На рулонных машинах HP Indigo могут использоваться почти все материалы, применяемые для самоклеящихся этикеток, но, как правило, более дорогих сортов. Зато на приладку этих материалов уходит в разы меньше, чем при традиционных способах печати. Можно печатать на безосновных пленках. Разрешение
не может быть сравнимо с традиционным (все изображения формируются по-другому), но визуально качество оттиска сопоставимо с офсетной работой самого высокого уровня. Ведь не линиатуру же мы продаем? При печати на прозрачных материалах белила, на мой взгляд, слабоваты. Их вообще сделали не сразу для Indigo. Теперь нам предлагают положить двойные белила, но взамен одного из «пантонов». Кстати, раньше не было и «пантонов». Теперь они есть, но их не 1400 цветов и оттенков (как по офсетному вееру) и их по-быстрому в ведре не замутишь. Скорость до 60 м/мин при печати в одну краску. Но кому нужна машина за такие деньги, печатающая в одну краску? А с полной выкладкой в 6 цветов и с вырубкой больше 45 м/ мин такую машину не разогнать. Про трафарет, золото с серебром, про фольгу нужно забыть. А много ли заказчиков элитных
этикеток, которые удовлетворятся только красивой картинкой без уже ставших привычными «наворотов»? Печать переменной информации? Да, это стало использоваться все чаще. Но эту потребность научились удовлетворять традиционными способами и проще, и дешевле. Если объемы такой продукции превысят 50% мощности хотя бы одной традиционной печатной машины, то о нумерации в линию придется снова вспомнить. Но не раньше! Лазерная высечка — это здорово, но скорость ее не выше 50 м/мин при самой простой вырубке, а стоимость лазерного модуля не менее 60 тыс. долл. США. Долговечность лазера не может быть выше 5 тыс. ч. А его придется держать в ждущем режиме всю смену — он долго «запрягает», прежде чем «поехать». У этого устройства своя жестко очерченная ниша. Прежде чем заполнить эту нишу цифровым устройством, нужно ее (нишу) четко выде- лить и, я бы сказал, ощутить.
Efi Jetrion. В машинах этой марки используется классическая струйная печать УФ-чернилами. Повторяться нет смысла. Из особенностей: очень толстый слой белил (10 мкм, не меньше), краски блестящие (не просят лака), отпечаток насыщенный, как в лучших образцах трафарета. Струйная головка успевает выстрелить в одну точку один, два, три или даже семь раз. Наверное, только глубокая печать, имея переменную глубину ячейки, может создавать разную толщину красочного слоя в каждой точке оттиска. Этим преимуществом еще нужно уметь эффективно воспользоваться. Для печати прозрачных этикеток (например, на шампуни) лучше этого способа не при- думаешь. Зато тонкие растяжки — не его конек. Очень хорошо может делать надпечатку по уже отпечатанной и вырубленной самоклеящейся этикетке. Работает с приводкой по метке. По-видимому, изготовитель ине позиционирует эту машину как универсальную, «на все случаи жизни».
Stork Prints DSI. В этой машине используются те же печатные головки, что и в Jetrion, но кон струкция чуть отличается — в лучшую сторону, на мой взгляд. Тут каждая краска, перед тем как на нее ляжет следующая,
подсушивается специальными УФ-светодиодными сушками. Это принципиально. Таким образом, печать происходит не «сырая по сырой», что позволяет получать более четкую точку и избегать взаимопроникновения одной краски в другую. В результате получаются растяжки очень приличного качества. В составе машины есть струйная секция УФ-праймирования. Праймер кладется только туда, где потом ляжет краска, а не на всю площадь запечатки. Благодаря этому машина становится всеядной по отношению к запечатываемому материалу. Только нужно помнить, что ее построение секционное, и по этой причине ее изумительная приводка имеет место только на нетянущихся материалах — практически только на самоклейке. Машина линейная, и поэтому в нее могут быть включены секции дополнительных красок. Это не Pantone, а фиолетовый и оранжевый цвета. В сочетании с CMYK такой букет дает возможность покрыть почти весь цветовой охват Pantone. В полноцвете скорость почти 30 м/мин.
Xeikon. Машины этой компании работают с порошковым тонером. На сегодня частицы тонера так мелки (порядка 10 мкм), что выглядят и ведут себя как жидкость. Если печатать исключительно бумажную этикетку в мягких пастельных тонах в стиле винодельческих районов южной Франции, то для этой цели технология Xeikon практически идеальна. Самоклеящиеся,
просто бумажные материалы и даже картон — это то на чем она с успехом работает. Технические параметры сопоставимы с собратьями по цифровому цеху. Правда, скорость при наилучшем сочетании условий не превысит 20 м/ мин. Xeikon предлагает порошковый тонер в гамме Pantone, но смешивать их может только у себя. Имеется кроющий белый. Это единственная компания, заявляющая о полной безопасности своих
тонеров и готовая в рекламных целях есть этот тонер ложками. Что касается слухов о низком разрешении и слипании частичек тонера, то производитель опровергает их образцами печати. Пример: на одной стороне
листа формата А2 мелким шрифтом напечатан весь  текст Библии. Xeikon — един ственная фирма, которая решается на прямое сравнение своих отпечатков с аналогами, полученными иными, традиционными способами печати. Попадание не в ноль, но и флексографией во флексографию не каждый раз удается попасть. Думается, что решиться на приобретение такой машины можно, лишь имея надежный технический сервисный центр неподалеку. Это из опыта работы с копировальной техникой, работающей по похожему прин ципу.
 
Эра гибридов
В настоящий момент производители всех цифровых машин стараются привлечь к себе покупателя расширением числа дополнительных функций, навешивая все новые модули отделки. Когда они навесят все, что
уже имеется на узкорулонных флексографских машинах секционного построения, они перестанут быть цифровыми. И тогда настанет эра гибридов. ❖
 
16 мая 2012 г.
 
P. S. У специалистов, а тем более у продавцов того или иного оборудования, затронутого в данной статье, может быть отличное от моего и даже прямо противоположное мнение.
Не хотелось бы спорить с приверженцами старой доброй классической полиграфии, фундаментальные истины которой выбиты на каменных скрижалях истории печати. Но нет оснований и разделять
эйфорию приверженцев «цифры», хотя, безусловно, будущее за ней, а всем прочим придется потесниться. Но не более того.

Дышите глубже! Вы взволнованы!